К побегу Гвиндора готовили всей камерой. Тайком насушили сухарей из серого хлеба, кто-то стянул у одного из стражников флягу с орочьим пойлом: пойло-то вылили, а вместо него налили воды на дорогу. Гилнор сумел перекинуться словом с кем-то из кузнецов-нолдор, и ему добыли синий светильник, из тех, что делали заморские мастера. Светильники эти сияли неугасимым светом, и не давали заблудиться в пути, ни на земле, ни под землей. Мастера-нолдор звали их "феаноровы лампы", а прочие - "gilran", "звезда пути".

Когда Гвиндор снял темный покров со светильника, ему вдруг показалось, что это луна заглянула с небес в подземелье. Как радостная весть. Что-то до боли в сердце знакомое было в нем. Гвиндор провел рукой по чеканному серебру оправы и вдруг понял.

- Что с тобой? - спросил Гилнор.

- Его сделал мой брат, - ответил Гвиндор и надолго умолк.

И вот однажды их погнали на работу в какую-то дальнюю галерею. Дальше тянулись другие штольни, но они были заброшены невесть сколько веков назад. Они уходили вглубь на много сотен шагов.

Размахивая кайлом, Гвиндор все оглядывался в сторону пустых галерей. Ему вдруг стало страшно уходить туда одному.

- Гилнор, - шепнул он, - а отчего ты не уйдешь со мной?

- Ну как я уйду? - пожал плечами Гилнор. - Я ведь целитель, как же они тут без меня? Здесь я нужен.

- Ты думаешь, там не нужны целители? Война идет, воины гибнут...

- Здесь я нужнее, - мягко ответил Гилнор. - А потом, бегство одного как-то скрыть еще можно, но если уйдут сразу двое... Нет, Гвиндор, не уйду я отсюда. Поздно. Ты знаешь, - сказал он, помолчав, - когда я был в Гаванях, у мореходов, видел я там морских рыб, живущих на огромной глубине. Вода давит на них, и когда их вытаскивают на поверхность, они умирают, потому что уже не могут жить без этой тяжести.

- Ну и что? - спросил Гвиндор, стараясь скрыть раздражение - подобные воспоминания показались ему ужасно неуместными.

- Ну и вот, боюсь, я теперь как та рыба, - печально улыбнулся Гилнор.

- Эльф не может привыкнуть к рабству! - воскликнул Гвиндор, почти в полный голос - и получил бичом от очутившегося рядом надсмотрщика.

- А может, я уже не эльф? - тихо сказал Гилнор, когда орк удалился в другой конец забоя. Гвиндор посмотрел другу в глаза, порывисто обнял его, молча кивнул другим - и нырнул в узкий темный проход.

Дойдя до поворота, он снял цепи - они были надпилены заранее, оставалось только сломать тонкую перемычку, - и достал лампу. Гилнор говорил - держи на юг, старайся никуда не сворачивать. Где юг - это он как-то чувствовал. Что ж, значит, на юг... Прощай, Гилнор. Прощайте, братья...